Как воспринимать критику?

Как воспринимать критику?

Спрашивает: Анна


Я очень ответственный и аккуратный человек, но на работе мне руководитель часто предъявляет претензии по поводу недостаточно хорошей работы, не повышает заработную плату. Я волнуюсь, расстраиваюсь, пытаюсь работать еще лучше, начинаю чувствовать себя во всем виноватой и сомневаюсь по поводу своего профессионализма. Посоветуйте, как менее болезненно воспринимать критику руководителя.


  1. Отвечает: Психолог: Ледовская Л.П.

    Если вы хотите сохранить хорошие отношения, мы предлагаем другой способ реагирования на критику – конструктивный, который включает в себя два шага:

    • Выслушав критику, сразу же уточняйте ее суть.
    • После выяснения деталей, соглашайтесь с критикой.

    Итак, почему рекомендуем уточнять критику? Как вы помните, любое критическое высказывание можно охарактеризовать такой фразой: «Мне не нравятся твои поступки». Вместо того чтобы возмущаться, спокойно выясните, что именно не нравится собеседнику, в чем его недовольство. Эта тактика не имеет ничего общего ни с наступательной, ни с оборонительной позицией, ни с позицией ухода, как мы писали выше; она является способом достичь взаимного понимания.

    Спросите: «Что именно тебе не нравится в моих поступках?». Тон вопроса должен быть доброжелательным. Как правило, высказав свои замечания, оппонент внутренне уже готов к атаке с вашей стороны. Но если вы в целях сохранения взаимопонимания расспросите, в чем суть критики, а чуть погодя, когда собеседник опишет причину критики, спросите, нет ли еще подобных замечаний у него к вам – у него, скорее всего, не останется никаких возражений. Только постарайтесь не задавать язвительный тон, иначе никакого эффекта хорошего диалога не получится.

    Многие люди испытывают подобные чувства, когда начальник им указывает на ошибки в работе. Отношения начальник-подчиненный сходны по структуре с отношениями родитель-ребенок. Отличаются они тем, что родители навряд ли выгонят своего ребенка, а подчиненного могут уволить. И это добавляет ощущение большей зависимости и скованности в реакциях, особенно, если Вы работой дорожите. Я не знаю, какое у Вас начальство, может, они в принципе любят покричать, и Вы не пишете, чем занимаетесь и какого рода ошибки. Но у Вас сформировалась сцепка обиды с самообвинением, и из этого круга вырваться нелегко. Нужно либо перестать обижаться, либо перестать виноватиться за свои ошибки. А для этого надо перестать поддерживать своими внешними реакциями родительский стереотип поведения у начальников, и признать самому себе, что, как бы Вы ни старались, идеальным работником Вы не будете, потому что Вы — человек. Здесь Ваше ожидание выговора страшнее, чем сам выговор, и это может провоцировать у начальства дополнительное желание Вас «помучить», скинуть на Вас эмоции и т.п. Уверена, по Вам видно, что Вы теряетесь и обижаетесь, это может поддерживать такое поведение по отношению к Вам. Думаю, что консультация психолога Вам поможет быстрее справиться с этой ситуацией. Готова Вам помочь.

    Еще очень важно то, как вы относитесь к ситуации. Помните постулат: если вы не можете изменить ситуацию – измените отношение к ней! Посмотрите на ситуацию со стороны, как будто от третьего лица – как Вам она?

    Подумайте о том, что бы вы сказали об этой ситуации через 5 лет, 10, 15…

    Ресурсная психологическая техника НЛП. Как реагировать на критику (или не реагировать).

    Расслабьтесь и попытайтесь сосредоточиться на какое-тов время на своих телесных ощущениях.

    Представьте, что вы смотрите на себя как бы со стороны. Скажите себе, что вы собираетесь научиться новому способу реагировать на критику. Представьте, что вы находитесь за титановым щитом.

    Теперь представьте, что вас критикуют. Посмотрите на себя со стороны и старайтесь заметить, как меняется ваше выражение лица, какой становится осанка. Теперь вернитесь в свое тело и представьте, что вас критикуют уже непосредственно (вы уже не наблюдаете за собой со стороны).

    Мысленно напечатайте слова критики в пространстве на расстоянии вытянутой руки. Теперь мысленно представьте картину того, как вас критикуют, меньше, дальше от себя, прозрачной, более туманной — или проделайте любой другой сдвиг, который в нужной степени уменьшил бы вашу эмоциональную реакцию. Это будет препятствовать мгновенному возникновению тяжелых чувств. Это также обеспечивает объективную точку зрения, необходимую для следующего шага.

    Прежде чем вы сможете оценить критику, вам надо понять её. Что этот человек имеет в виду? На этом этапе вы можете задать собеседнику вопросы: почему? Как? Зачем? На каком основании? И т. д.

    Продолжайте собирать информацию до тех пор, пока вы не сможете создать ясную и детальную картину критики.

    Теперь наступает время для реакции. Вспомните ту ситуацию, когда вы вели себя уверенно (она может быть не связанной с критикой), вам было хорошо и спокойно. Вспомните, как вы вели себя.

    Теперь проиграйте то уверенное поведение в тот момент, когда вас критикуют. Проделайте так 10 раз.

    Откройте глаза, посчитайте в слух те предметы которые могут наблюдаться вокруг вас в каком-то количестве (посчитайте ручки на столе, дверцы на шкафах, ярлыки на рабочем столе). Подумайте, как теперь вы сможете применить то уверенное поведение в реальности? Моя вам рекомендация-примените при первой возможности.

    Если у вас недостаточно времени сейчас, то вы можете взять листок, чтобы тщательно записать, что вы хотели бы изменить, и запрограммировать себя на то, чтобы проделать эти изменения в определенном времени и месте, когда у вас для этого будет время. На языке НЛП это называется — синхронизация процесса синхронизации с будущим с тем моментом будущего, когда вы сможете сделать это более тщательно.

    Еще один совет. Часто критика бывает слишком неопределенной, чтобы хорошо понять её. Если некто говорит: «Ты вонючка», или «Ты неосмотрительна» — в подобном случае вы должны будете собрать более конкретную информацию, чтобы точно знать, что имеет в виду критик. Прежде чем спрашивать о дополнительной информации, всегда полезно каким-либо образом синхронизироваться с критиком: «Меня беспокоит то, что вы считаете меня вонючкой», «Я ценю честность, с которой вы сказали об этом», «Я сожалею, что огорчил вас» и т. п. Потом вы можете спросить: «Что конкретно я сделал такого, что было непродуманным?».